neidealnaj (neidealnaj) wrote,
neidealnaj
neidealnaj

Categories:

Не мыслям надобно учить, а мыслить

Две вещи наполняют душу постоянно новым, возрастающим удивлением и благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать. Я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования... / Иммануил Кант.

Одно из центральных положений в философии Канта занимают вопросы этики. Этика Канта основана на том положении, что наличие Бога и свободы человека доказать невозможно, но надо жить так, как если бы они были.

Иммануил Кант почти до пятидесяти лет был спокойным естественником. Даже открытия сделал о происхождении Солнечной системы, о морских и океанских приливах и отливах. Беспокойным он стал, когда вдруг ему неизвестно откуда прилетела мысль, что «две вещи приводят нас в восторг тем больше, чем страстнее мы о них думаем: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас».

Со звездным небом он как-то более или менее разобрался, а вот моральный закон застрял занозой и в сердце, и в мозгу. Боль от занозы была ещё сильнее от того, что союз сердца и разума по сути своей алогичен, как и доказательство бытия Бога.

Проще построить доказательства «бытия Божия» по логике, по уму, в области разума, что и делали предшественники Канта. Особенно хорошо это получилось у Фомы Аквинского с онтологическим вариантом, не зря его учение было возрождено Ватиканом, и неотомизм сегодня — официальная идеология католицизма.

Но Кант понял и доказал, что прежние пять доказательств (онтологическое, космологическое, телеологическое, по степени совершенства, психологическое) не состоятельны, так как оперируют по отдельности то лишь к уму, оставляя в стороне сердце человека, то лишь к сердцу, не учитывая его разум.

А без любви нет Бога, как и без ума. Интеллект необходимо подкрепить сердцем. И Кант взялся за поиск Бога сердцем, и не просто сердцем, а сердцем разумным и моральным. Умный мозг — это понятно. А вот что такое умное сердце — это не совсем понятно.

Но, как потом выяснилось, для ответа на данный вопрос необходимо «доказательство бытия Бога в пределах чистого разума». Круг сомкнулся. Чтобы доказать бытие Бога сердцем, нужно отказаться от крайнего рационализма, однако в свою очередь, чтобы доказать бытие Бога сердцем, нужен Бог в пределах чистого разума.

Когда Кант, потрясенный моральным законом внутри нас, стал искать источники этой всемогущей силы, которая может легко уничтожить даже инстинкт самосохранения и заставить перетерпеть адские физические и душевные муки, он пришел к созданию той системы философии, которая сделала его «беспокойным стариком Иммануилом».

У Канта остался один выбор: искать источник человеческой морали за пределами человека, общества, и природы, т.е. в сверхприродном, супранатуральном, за чертой конечного мира, тварной природы, где-то в сверхъестественном, трансцендентном мире, т.е. в Боге.

«Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние — всё совершалось в определенный час, и соседи знали совершено точно, что на часах — половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Восемь раз проходил он её ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком подмышкой, как символ провидения» (Гейне Г. Сочинения. М., 1934. Т. VII. С. 102).

Лишь однажды он озадачил добродушных бюргеров: профессор не вышел на традиционную, почти что ритуальную прогулку — он зачитался только что изданной книгой Руссо «Об общественном договоре» и забыл всё на свете, пока не дочитал до последней страницы.

Образ жизни Канта — это целая наука, при этом удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Чашка слабо заваренного чая "без ничего". После чая выкуривалась одна трубка в сутки!.. и не более.

Мессиру Воланду скорее всего пришлось довольствоваться скромным завтраком у философа, обсуждая шестое доказательство существования Бога. "Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладно придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут"". М. Булгаков. Мастер и Маргарита (М., 1984).

Ел философ только один раз в сутки по принципу: садиться за еду нужно только очень сильно проголодавшись и набрасываться на пишу надобно с жадностью голодного волка: лишь тогда возможно хорошее усвоение пищи.

Обед только в кругу остроумных друзей — на шесть персон! Непременны за обедом: немного сухого вина, свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки, смех... Неостроумные больше не приглашались!

Кант совсем не ведал очарования женской ласки... На склоне лет он говорил: "Очень рад, что избежал механических телесных движений, лишенных метафизического смысла..."

Маленький, сухонький, хрупкий, как фарфор, вечно погруженный в себя философ, был похоронен у стены кафедрального собора, где была возведена скромная колоннада с чугунной решеткой.

Теперь это место паломничества именуется мавзолеем Канта. Ранней весной 1945 года, когда советские войска штурмом взяли Кенигсберг, какой-то «любитель философии» нацарапал штыком на стене под памятной доской: «Ну что, Кант! Теперь ты веришь, что мир материален?»

Позже, во время реставрации могилы Канта, надпись зашлифовали, и теперь рассказ о ней перешел в разряд местных легенд.


© Copyright: Игорь Свищёв

Tags: Философские истории, вечность, из инета, о жЫзни, ответы на вопросы, цитаты
Subscribe

  • Вызревать внутри себя для другого

    У каждого — своя картина мира. Она складывается из тысячи мелочей, миллиона пустяков, пригоршни действительно важных деталей и кучи хлама,…

  • На несуществующих ногах...

    Случай этот стопятидесятилетней давности мы живо обсуждали сегодня с Олафом, моим дорогим мужем: я собиралась со Снежаной Константиновной, моей…

  • РЕСУРСНО О ШИЗОИДАХ

    Это раньше я думала, что я странная, никем не понятая, социофобная и чувствительная. А теперь я знаю, что нас много. И называемся мы шизоидами (не…

  • мимоходом

    "Сегодняшний день должен быть довольно удачным, единственная опасность вашему благополучию - ваш собственный язык. Постарайтесь удержать его в…

  • (no subject)

    Говорят, что вы проявляетесь как личность только в общении с другими людьми. Если бы не было других людей, не было бы и вас, ибо то, что вы делаете –…

  • (no subject)

    "Большое искусство — стареть достойно. Три самых сильных обезболивающих: улыбка, любовь и творчество. Человек в этот момент выделяет эндорфины,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments