neidealnaj (neidealnaj) wrote,
neidealnaj
neidealnaj

Category:

"Ботинки" от ВАН ГОГА


«Едоки картофеля» . 1885. Музей Ван Гога. Амстердам

Не показал Винсент Виллем Ван Гог на своей известной картине «Едоки картофеля» , что надето на ногах этих едоков сидящих по сторонам сколоченного из грубых неотёсанных досок то ли стола, то ли ящика, так как колени мужчины и женщины по правую и левую стороны прижаты к этому столу-ящику, а не задвинуты под него. Да и низок этот стол, чуть повыше стульев. Едоки сосредоточены на еде, размеренном и основательном ритуале её. Крестьяне, уставшие и севших к столу после краткой молитвы, аккуратно достают, кто вилкой, кто ложкой, а кто руками, ещё горячие под восходящим паром картофелины из общего блюда и медленно их пережёвывают. Надо насытиться, восстановить и набрать новые силы перед завтрашним выходом в поле. Из кувшина в белые чашки льётся коричневая жидкость, по-видимому, эрзац - кофе. Коптит керосиновая лампа над столом. Тихая вечерняя скудная трапеза.
Едоки, по-видимому, босы, так как сняв обувь, дали отдохнуть своим натруженным за день ногам. Они ещё не обмыли их. Возможно, если хватит сил это они сделают перед сном. А пахнувшие потом и телом каждого из них ботинки уже сушатся, тоже отдыхают и разносят крестьянское амбре вокруг того места, куда их поставили до завтра.
Но художник не забыл об этих ботинках. Он нарисовал их на отдельных холстах. Все пять пар, по числу едоков картофеля.


Винсент Ван Гог. "Ботинки", 1886. Музей Ван Гога, Амстердам

изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём оба с левой ноги (так утверждают знатоки, хотя я и не убеждён в этом) , в то же время равные друг другу по размерам и фактуре в своей принадлежности одному хозяину. Они как сироты жмутся посреди свободного пространства, где, казалось бы достаточно места для менее тесного их расположения. Но они привыкли топтать землю, пашню, пол мастерской, всегда будучи рядом, «впряженными» в тело и в работу одного человека, надетыми на его обе неразлучные ноги - труженицы. Их истерзанные насилием шнурования и стягивания, уплотнённые шнурки - верёвки, возможно, уже были заменены, не выдержав испытания временем, выглядят весьма плачевно и нечисто, как и сами ботинки. На картине нет даже земли, налипшей на башмаки в поле или по дороге с поля, а эта приставшая к башмакам земля могла бы по крайней мере указать на их применение. Нет частиц опилок или мелкой стружки, которые могли бы рассказать о работе их хозяина в мастерской, где выстругивают кломпы. Нет и мучной пыли на них или шелухи с зерён, попавших на мельнице. Просто стоят крестьянские башмаки, и, кроме них, нет ничего.


«Пара ботинок» . Париж 1887. Балтимора, Художественный музей.

На этом полотне, более позднем этюде, тяжелые, подбитые гвоздями ботинки, по-видимому, рабочего человека, занятого на «чистом» производстве выглядят словно близнецы - братья, один из которых небрежно скинутый с уставшей ноги, перевернулся подошвой кверху.


Присмотришься к этим поношенным, растоптанным, повидавшим всё и хлебнувшим вдоволь лиха обувкам - ботинкам, и тогда прочувствуешь сам или увидишь целую гамму отраженного в них бытия вплоть до момента снятия их с усталых крестьянских ног.


«Три пары ботинок» . Кембридж, Массачусетс, Музей искусств

Вот перед нами целая шеренга ботинок-горемык, которые просят им не мешать отдыхать и в то же время безнадежно-привычно демонстрируют свою разящую изношенность, нищету и усталость, слегка лениво и незаметно для нас, передвигая шнурки-руки, но не сплетая их, лишь в изнеможении опущенных и уложенных расслаблено вразброс.


«Пара ботинок» (38х42; 1886 - 1887)

(Последняя из пяти картин Ван Гога из серии «Старые башмаки» , которая еще оставалась в частных руках) .
А уж на этом, последнем в этой серии картин, второй ботинок тоже повёрнут кверху подошвой. Ван Гог явно хотел этим показать, до чего же они изношены, так как состояние подошвы говорит о скором соприкосновении стопы с матушкой - землёй через будущую, уже начинающую протираться дыру в ней. Хотя каблук, судя по его мало скошенным, местами ровным краям
Источник: http://www.andersval

И я примажусь к прекрасному: у нас наступила зима! Медленно, красиво кружат снежинки - красота!...
Правда под снегом - гололед и я вчера два раза навернулась. И пришлось переходить на зимний вариант обуви, как я их теперь называю - лабутЭны!
Сестра сказала, что я в них, как ОМОНовец - на задание собралась.
А мне они нравятся!


Tags: из любимого, интересные люди, искусство, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments